Карагандинские товаропроизводители инициируют изменения в законодательство в сфере государственных закупок, предлагая собственные решения в разработке технической спецификации

Тем самым предприниматели намерены обеспечить стабильность для своего производства.

Указывать в технической спецификации конкретные требования – не есть нарушение закона. Прежде всего, необходимо конкретизировать требования к сырью, материалу, фурнитуре, с максимальным использованием продукции отечественных производителей, утверждают легкопромышленники региона. Для того, чтобы предложить собственные решения и послушать разъяснения уполномоченного органа, бизнес встретился с представителями департамента внутреннего государственного аудита по Карагандинской области. Инициаторами диалога выступили комитеты легкой промышленности и строительной индустрии при региональной палате предпринимателей.

Руководители рабочих органов настаивают на расширении возможностей участия отечественных производителей в госзакупках.

«Россия и Беларусь уже давно решили у себя эту проблему, они защищают собственных производителей и размещают госзаказ только среди них. Пример этих двух стран показывает, что таким образом они создали финансовую подушку, это позволило развить им технологические возможности, научный потенциал, все-таки госзаказ – это стабильность для отечественного производителя. Почему, как только мы начинаем говорить об этом, у нас это нарушение закона и международных соглашений?», - задается вопросом Андрей Шмарин, председатель комитета легкой промышленности, руководитель крупной чулочно-носочной фабрики.

Он отметил, что на сегодняшний момент продукция легпрома составляет не более 1% ВВП Казахстана, а пример соседней страны заставляет тихо завидовать: «Вот Кыргызстан, маленькая страна, обеспечивает собственной продукцией весь внутренний рынок, обшивает Казахстан, еще и половину России».

Понятие «местное содержание» пока остается громкой патетикой для администраторов госзакупок. А. Шмарин даже сомневается, что они знают всех производителей отечественной продукции.

«Наш комитет готов дать всю информацию о том, что и где производится. К примеру, ткань 100% хлопок производит компания «Дала» из Шымкента. В Кокшетау производят пуговицы – они могут сделать любые пуговицы, какие только пожелаете. Мы с удовольствием заключим контракты с этими компаниями и будем шить только из казахстанского сырья. Тем самым мы все поддержим собственное производство», - отметил он.

Пока в Казахстане нет компаний, которые производят смешанные типы тканей. Но и это не проблема, утверждает Андрей Шмарин: «Если мы сейчас же начнем требовать с поставщиков использования в производстве отечественных материалов и сырья, то уже через год-два появятся компании, которые начнут это делать. И не хуже импортных аналогов».

Если же заказчик легкопромышленных товаров боится указывать конкретных производителей, что есть другой способ открыть дорогу ОТП – указание в техспецификации четких обозначений о том, как должно выглядеть то или иное изделие: размеры, какое должно быть горло, расстояние между пуговицами, какой глубины карманы – это все можно указывать. И тогда продукция, которая залежалась на складе какой-нибудь иностранной компании, может не подойти под требование заказчика, а местные фабрики смогут исполнить конкретный госзаказ.

«Нам нужно срочно взяться за эту работу, именно в октябре-ноябре, когда формируются бюджеты закупок. Не помешает указание в техспецификациях и ГОСТов. Любая отечественная компания сертифицируют продукцию и отшивает строго в соответствии с госстандартами, действующим не только в стране, но и всем ЕАЭС. Мы не переступим закон, не будем игнорировать международные соглашения. Мы просто таким образом поддержим ОТП и отсеем тех недобросовестных поставщиков, которые завозят из Китая», - подчеркнул председатель комитета, добавив, что при конкретизации техспецификации важно не свалиться в ту же бездну и начать готовить ее под конкретного поставщика.

И другая проблема, которая тормозила развитие легкой промышленности страны, постановление Правительства, которое дает исключительное право исполнения госзаказов общественным объединениям инвалидов. На момент подписания документа их количество по стране было 60, сейчас - 200. Эти объединения являются, по большей части, не производственными компаниями, а просто перекупщиками китайских товаров. Но именно объединения инвалидов поставляют львиную долю продукции в госучреждения в рамках госзаказа. О том, насколько эта продукция некачественная, члены Палаты говорили долго и упорно. И вот результат многочисленных обсуждений, по всей видимости, наступил.

«Проблема уже немного корректируется. Нас, наконец, услышали, мы пять лет об этом говорили. Сейчас работает рабочая группа при министерстве здравоохранения и социального развития, и министр дала указание изменить постановление, и часть товаров скоро будет исключена из этого документа. А к большей части товаров будет прописано требование о том, что это должно быть произведено самим общественным объединением инвалидов», - сообщил Андрей Шмарин.

Адиль Абишев, руководитель отдела внутреннего аудита департамента внутреннего государственного аудита по Карагандинской области, давая разъяснения по закону, сообщил, что будет сделан запрос в уполномоченный орган, соответствуют ли озвученные предложения закону.

«Всех администраторов и заказчиков мы уведомим о полученном ответе. По моему личному мнению, указывать страну производителя - это нарушение закона, пусть даже какой-то составляющей части продукции, ткани и пуговиц. Я не против поддержки ОТП всеми способами, но все должно быть четко по закону», - сказал он.

http://palata.kz/ru/news/24320